Каталожная съемка одежды

17.05.2016 ,

Бурное развитие интернета, безналичных способов оплаты, а так же появление надежных почтовых и курьерских компаний, способствовало, в последние годы, широкому развитию дистанционных способов продажи, как через интернет магазины, так и через почтовые каталоги.

Фотография, при таком способе продаж, стала важнейшим инструментом, от которого в огромной степени будет зависеть успех реализации товара: без качественных, красивых фотографий, интерес покупателя к интернет магазину будет минимальным.

Казалось бы, а что тут сложного? Взяли модельку, одели в платье, руки по швам, дежурная улыбочка – и вот она, фотография, готова!

На самом же деле все далеко не так просто! Результат такого легкомысленного подхода к  каталожной съемке одежды не заставит себя ждать: провальное снижение продаж проявится очень быстро.

В чем же подводные камни съемок для каталога? Как правильно организовать весь процесс и не ошибиться с выбором фотографа для съемки одежды? Давайте попробуем разобраться!

 

Съемки каталога одежды или белья: общая концепция

 

Для начала, стоит определиться с концепцией отображения товара на фотографиях.

При съемках одежды для каталога, существует 2 основных способа представления товара:

  • фотосъемка одежды на манекенах
  • фотосъемка одежды на моделях

Первый способ кажется более простым и экономичным, однако на поверку, оказывается самым не эффективным. Приверженцы такого способа, утверждают, что безликий манекен, в отличие от красивой фотомодели, не притягивает к себе внимания, концентрируя взгляд покупателя именно на продаваемом товаре!

В действительности, все далеко не так.

Манекены действительно статичны и однообразны. Но, это значит, что при выводе большого количество фотографий создастся ощущение того, что все они сняты, словно под копирку. Такое однообразие быстро подавляет интерес и внимание покупателя к товарам: «Здесь все одинаковое!» — говорят люди, быстро прекращая просмотр.

Кроме того, покупатель всегда охотнее выбирает не товар, а Образ!

Подберите к платью, соответствующие обувь, украшения и аксессуары, заставьте фотомодель подыграть созданному Образу эмоциями и позами и конечная картинка – «заиграет», делая товар намного красивее и привлекательнее!

 

Именно поэтому, при определении концепции съемки для каталога , я всегда рекомендую проводить ее на фотомоделях, а не на манекенах.

Как выбрать фотомодель для каталожной съемки одежды?

 

Иногда, мои заказчики, выбирая фотомодель для съемок каталога, ориентируются только на свой внутренний вкус: вот эта мне нравится, а вот эта нет.

Такой подход мало результативен.

Во-первых, вкусы у всех разные, во вторых, при выборе модели, необходимо учитывать и массу иных параметров. Не буду писать обо всех этих параметрах, чтобы не «утяжелять» статью, назову лишь наиболее важные:

ТИПАЖ  — для фотосъемки одежды, больше всего, подходят фотомодели с европейским типажом лица. Чуть заостренные, правильные черты лица, с преобладанием прямых линий,  подсознательно, воспринимаются покупателями более положительно, нежели традиционный славянский типаж, с более закругленными, мягкими чертами лица.

Азиатский  типаж, зачастую пользующийся успехом в журнальной, fashion фотографии, для каталога почти не приемлем.

 

 

РОСТ   — этот параметр весьма критичен! Например, для фотосъемки свадебных (вечерних) платьев длиной «в пол», для  съемок длинных пальто, плащей, шуб — лучше подойдет модель высокого роста, 172-175 (см) для девушки и 185-187 (см) для парня.

Для съемки коротких, облегающих нарядов – наоборот, рост девушки в 165-170 см будет более предпочтителен.

Заказчику фотосессии необходимо знать ростовку одежды, которую он хочет отснять: при несовпадении ее с ростом фотомодели – одежда будет смотреться «кургузо».

Для  каталожной  фотосъемки белья (купальников), рост фотомодели будет не столь критичен.

ГРУДЬ —  полная, «уверенная» тройка – хороша при  каталожной съемке белья.

При фотосъемке же одежды «увлекаться» и подбирать модель с пышной грудью не стоит.

10

Впоследствии, половина ваших покупателей скажут: «Ну конечно, на такой-то груди все сидит идеально! А вот на моей-то…»

Поэтому для фотосъемки одежды, стоит выбирать грудь «средне-статистического» размера и при необходимости, корректировать его в процессе фотосессии, при помощи белья.

БЕДРА   – если в  каталожной  фотосессии  одежды  предполагается участие более 1 модели, то, совсем не обязательно выбирать девушек только с эталонными «60-90» в области талии и бедер. Совсем не плохо, если одна из моделей будет иметь параметры, незначительно превышающие эталон. Потенциальные покупатели, считающие, что их бедра или талия являются «проблемной зоной», будут уверены, что предлагаемый им товар отлично смотрится не только на «специальных» девушках!

ВОЛОСЫ   –  каталожная съемка одежды , в отличии  от имиджевой или рекламной, предполагает большое (до сотни) количество переодеваний в течении фотосессии. Большинство из них будут происходить «через голову», не только нарушая укладку волос фотомодели, но и электризуя их.

В результате, уже через пару часов работы, вокруг головы модели образуется ореол из выбившихся и наэлектризованных волос.

Коррекция же визажистом укладки волос будет снижать темп фотосессии. Замечу, что иногда волосы электризуются настолько сильно, что даже вмешательство визажиста не может решить проблему.

Поэтому, при выборе фотомодели для фотосъемки каталога, стоит отдать предпочтение обладательницы волос средней длины, мягких, не ломких, «послушных» при укладке.

При выборе фотомодели для фотосъемок каталога, я рекомендую своим клиентам не ограничиваться лишь просмотром фото в ее модельном портфолио. Оптимальным будет проведение живого кастинга.

 

В ходе такого кастинга можно:

 

  • Определить соответствие модели и ее фотографий в портфолио.

В портфолио могут быть замечательные, но художественные фото, при создании которых долго и тщательно подбирался выгодный ракурс и свет, проводилось значительная постобработка, ретушь, коррекция.

При  каталожной   съемке, больше похожей на конвейер, таких возможностей нет и вполне может оказаться так, что модель будет выглядеть «в поточной» съемке совершенно не «интересно». Таких случаев в моей практике было предостаточно!

 

12

 

  • Провести примерку 2-3 единиц одежды «в живую». При этом у Заказчика будет четкое понимание того, насколько хорошо одежда или белье будут смотреться в процессе съемки на фигуре конкретной модели.
  • Оценить умение модели позировать именно для каталогов: с одной стороны, позы не должны быть слишком «зажатыми», с другой стороны они не должны быть и чересчур «изогнутыми».
    Из личного опыта, часто сталкиваюсь с тем, что на кастингах для каталожных съемок, девочки вообще не имеют представления, о чем идет речь:

Кроме того, важно умение модели сконцентрировать внимание на одежде и ее посадке, а не на себе.

Нюанс:  Для своих Заказчиков, организацию таких кастингов, обычно, беру на себя я.

На первом этапе происходит отбор моделей по фотографиям, (обычно около 50-100 кандидатур), на втором этапе, организуется приезд выбранных фотомоделей на живой кастинг, например, в офис Заказчика.

Данная услуга абсолютно бесплатна для моих Клиентов.

 

Выбор фотостудии

 

Проводить съемку одежды для интернет магазина не обязательно в студии. Некоторые заказчики просят провести такие фотосессии на пленере или у себя в офисе, используя передвижной фон и мобильный свет.

Такие варианты возможны, однако идеальным местом проведения  каталожной  съемки, будет все же фотостудия. Именно студийные условия позволяют фотографу добиться контролируемой постановки света и получить лучшее качество фотографий.

Выбор фотостудии стоит доверить фотографу.

Это связано в первую очередь со световым оснащением студии. К сожалению, не во всех студиях имеется достаточное количество световых приборов, иногда, отсутствует необходимый для конкретной фотосессии набор светоформирующих насадок. Подчас, сами приборы (вспышки) обладают недостаточной мощностью или качеством и стабильностью\скоростью работы.
Все эти нюансы, «невидимые» Заказчику, неизбежно отобразятся на конечной картинке.

Обычно, я предлагаю Заказчику несколько подходящих фотостудий, из которых он выбирает ту, которая, устраивает его по своему местонахождению или по стоимости.

Зачастую, одежду для каталога, фотографируют на обычных бумажных фонах (черных, серых, белых), либо на циклораме.

 

 

Однако, более предпочтительными, будут интерьерные фотостудии:  для  каталожных съемок одежды  используются чаще всего, а  для съемки белья (купальников), равно как и для имиджевых, рекламных съемок одежды, без них почти не обходятся.

Нюанс выбора между однотонным фоном и интерьером в том,  что съемка одежды для интернет магазина, ведется обычно в «книжном» формате (вертикальная ориентация картинки). При вертикальной ориентации фотографии большую часть на ней занимает фигура модели, поэтому от интерьера остается лишь небольшой видимый кусочек.  Тем не менее, даже маленькая часть интерьера способна добавить фотографии «образ» и «дороговизну».

Если же проводится съемка товаров для печатного каталога, у которого есть возможность размещения и «книжных» и «альбомных» (горизонтальных) фото, то однозначно, лучше проводить съемку в интерьере: «альбомная» фотография способна захватить значительную его часть.

 

Фотограф для рекламной съемки одежды и белья

 

Удачный выбор фотографа для  каталожной  фотосессии, будет означать как минимум, 50% успеха всей съемки.

Подбирая фотографа для каталога, необходимо учитывать наличие у него опыта, по проведению подобных фотосессий.

Совсем не факт, что фотограф, хорошо снимающий свадьбы или репортажи, делающий красивые портреты или фотографии в стиле «бьюти», справится с проведением каталожной съемки.

Как например, хороший автогонщик за рулем грузовика: проехать конечно сможет, но не так уверенно и быстро, как профессиональный дальнобойщик.

Во время выбора фотографа, обязательно обратите внимание, на наличие в его портфолио каталожных фотографий: так, Вы будете иметь уверенность в том, что у этого человека действительно есть опыт подобной работы.
Отсутствие профильных фото в портфолио — приведет к экспериментам на съемочной площадке.
Но, разве Вы заплатили фотографу за эксперименты над собой?-)

Каталожный  фотограф должен знать массу необходимых, для проведения фотосъемки одежды, нюансов. Например:

Далеко не все позы фотомоделей подходят для каталожной съемки .
Так, например, «классическая», даже для fashion — фотографии, поза с широко расставленными ногами, в буквальном смысле слова, изуродует посадку почти любого платья, сделав его не продаваемым.
Стиль съемки «Fashion» создает акцент не на посадке одежды, понятной для покупателя, а на общем образе картинки, зачастую или искажая реальный вид вещи или меняя представление о нем.

13
Чрезмерный изгиб фотомодели в талии, так же характерный для fashion фотографий, приведет к появлению на одежде большого количества поперечных (и не только) складок, визуально добавляя образу неряшливости.

Профессиональный  каталожный  фотограф обязан знать все эти, и множество других, нюансов, чтобы иметь возможность корректировать «стойку» фотомодели.

Кроме того, фотограф снимающий одежду для каталогов, просто обязан быть в курсе всех модных течений и текущих трендов. В противном случае, Заказчик получит фотографии без акцента на все, задуманные дизайнером одежды, модные «фишечки» и особенности кроя одежды, что опять же, будет плачевно сказываться на последующих продажах.

Каталожный  фотограф обязан понимать, что сделанные им фотографии, должны быть «продающими». Покупатель должен четко видеть на этих фото все детали, нюансы и особенности товара, товар должен быть четко и равномерно освещен, без резких или обширных теней и провалов. С другой стороны, такое равномерное освещение не должно быть «скучным», «плоским» — такие картинки быстро надоедают покупателям, снижая интерес к товару. Опытный  каталожный  фотограф всегда имеет в запасе несколько проверенных световых схем, позволяющих создавать качественные, красивые и в то же время, продающие фотографии. Замечу, что под каждую конкретную группу товара схемы могут значительно различаться:

  • Для каталожных съемок  мужской  одежды  характерны схемы, дающие четкие прорисовки контуров, а так же теней на лице фотомодели и собственно, на одежде. Такая «резкая» схема позволяет добавить мужественность, четкость, своеобразную динамичность, свойственную для мужских образов.

14

 

  • Для каталожной фотосъемки женской  одежды, включая свадебные платья, обычно применяют более «мягкий» свет, сглаживающий перепады в светотеневом рисунке. Такая схема позволяет зрительно добавить в образ, характерную женственность и мягкость.

15

 

  • Каталожная съемка  женского белья характеризуется чуть приглушенным освещением заднего фона и более ярким, но мягким светом, направленным на фотомодель.  Часто, для таких фото используется «хитрая» имитация дневного, естественного света.

Такое освещение позволяет добиться более женственных и романтичных образов.

16

 

  • Для каталожной съемки  мехов, шуб и пушистых меховых изделий используются несколько иные светосхемы, с обилием контрового света. Такие схемы позволяют добиться четкого отображения меховых волосков, зрительно добавляя товару объема и пушистости.

 

Продолжительность рекламной съемки одежды

 

Я уже писал выше:  «каталожка» сродни конвейеру — процесс довольно быстрый, но, монотонный и утомительный не только для фотографа, но и для модели.

Моя практика показывает: одна и та же модель способна спокойно отработать 6ти часовую художественную съемку, но при съемках для каталога – заметно устает уже спустя 3-4 часа. Сказывается конвеерность и повторяемость действий.

Поэтому, при большом объеме фотографируемого товара, грамотнее проводить фотосессию блоками по 5, максимум по 6 часов: «блок» сегодня, «блок» завтра, «блок» послезавтра.

Если длительность фотосессии увеличивать, то, гарантированно, качество фотографий будет падать: на лице фотомодели появляется усталость, позы становятся однообразными и не правильными, темп съемки резко снижается.

Поэтому продолжительность  каталожной  фотосессии в 5 часов, будет оптимальной.

 

Передача готовых каталожных фотографий Заказчику

 

Перед проведением каталожной фотосъемки, оговорите с фотографом формат передаваемых фотографий, либо обозначьте область их применения.

Фотографии предназначенные для печати, отличаются от тех, которые планируется использовать в интернете, своим размером, весом, некоторыми иными параметрами.

Хорошим тоном считается передача Заказчику фотографий «для интернета» не просто уменьшенного размера, но и оптимизированных для Web. При одинаковом размере и качестве, оптимизированный материал имеет вес на 30-50% меньше обычного.

Такая «экономия» положительно скажется на скорости загрузки страниц интернет магазина, особенно, если на странице размещено значительное количество фотографий (например в категории).

 

Резюме

 

В этой немаленькой статье я рассказал лишь про небольшую часть нюансов каталожных фотосессий.

В реальности — их гораздо больше. И постольку поскольку, фотосъемки одежды для каталогов являются предприятиями коммерческими, доверять их проведение стоит исключительно опытным, профессиональным фотографам.

Тем, которые действительно знают «тему».
Тем, которые полностью отвечают за сделанную работу.

 

Удачных Вам фотосессий!